Стальные вертикальные резервуары низкого давления
для нефти и нефтепродуктов

конструкция, проектирование, эксплуатация и ремонт

Фотограф в Минске
Введение
Глава 1. Основания и фундаменты
Глава 2. Основные свойства и работа металлов, применяемых в резервуаростроении
Виды разрушения металла
Стали, применяемые в резервуаростроении
Низколегированные стали
Строительные стали за рубежом
Структура и работа стали под нагрузкой
Работа стали под нагрузкой как следствие ее структуры
Работа стали при неравномерном распределении напряжений и ударная вязкость
Работа стали при неравномерном распределении напряжений
Влияние начальных напряжений
Ударная вязкость
Работа стали при повторных нагрузках
Работа стали при непрерывно повторной нагрузке. Вибрационная прочность
Разрушение металла от усталости
Переход металла в пластическое стадию и условие пластичности
Упругопластическая стадия работы материала при изгибе
Процесс образования шарнира пластичности
Развитие шарнира пластичности при нормальных и касательных напряжениях
Соотношение между напряжениями в шарнире пластичности
Распределение напряжений в шарнире пластичности
Основы расчета металлоконструкций
Сортамент
Сталь листовая
Уголковые профили
Швеллеры
Двутавры
Облегченные балки и тавры
Сварные соединения
Термические воздействия процесса сварки на работу соединения
Прочность сварных соединений
Расчет сварных соединений
Расчет стыковых швов
Расчет угловых швов
Расчет соединений на вибрационную нагрузку
Расчет комбинированных соединений
Контактная точечная сварка
Глава 3. Конструкции резервуаров
Глава 4. Основные положения по расчету и конструированию резервуаров
Глава 5. Оборудование резервуаров низкого давления, его назначение и эксплуатация
Глава 6. Изготовление и монтаж стальных резервуаров
Глава 7. Ремонт резервуаров

Литература

Ссылки

Приложение

 


Наши партнеры

Источники и причины потерь нефтепродуктов

Приведенная выше классификация потерь нефтепродуктов дает примерное представление об источниках и причинах их образования.

Количественные потери нефтепродуктов происходят от неудовлетворительного технического состояния сооружений и оборудования нефтебаз, а также в результате небрежности и халатности отдельных работников.

Основные причины потерь нефтепродуктов от утечек и разлива на нефтебазах — неисправное состояние днищ и корпусов стальных резервуаров, вызывающих течь и потение швов, а также резервуарного оборудования (хлопушек, подъемных труб, сифонных кранов, задвижек, водоспускных кранов и др.); неумелое удаление подтоварной воды из резервуаров (переливы резервуаров, железнодорожных цистерн, автоцистерн, мелкой тары и т. п.); неправильная зачистка остатков из резервуаров; неисправность технологических грубо проводов и трубопроводной арматуры, насосных установок (течи во фланцах сальниках, швах); неправильный подогрев нефтепродуктов в железнодорожных цистернах и других емкостях, сопровождающийся выбросом части нефтепродукта, аварии с резервуарами, трубопроводами и другими устройствами, нефтебаз, вызывающие разлив нефтепродуктов.

Эти потери могут быть устранены при своевременном проведении профилак­тических ремонтов и внимательном отношении к порученной работе обслуживающего персонала.

Качественные потери нефтепродуктов происходят от смешения при небрежном или неправильном выполнении операций по приему,хранению и отпуску нефтепродуктов, когда различные сорта их смешиваются, от обводнения и загрязнения механическими примесями.

Таблица 16

Среднегодовые потери бензина (в т) от испарения при хранении его в типовых резервуарах

  Вместимость резервуара, м3   Южная зона Северная зона
Оборачиваемость резервуара в год
  12   48   96   12   48   96
400 4,8 12,4 22,6 2,9 9,4 15,9
1000 11,5 29,4 58,4 6,7 19,4 36,4
2000 22,2 55,6 100,3 12,6 35,5 66,0
3000 34,8 88,3 159,7 20,5 57,9 107,0
5000 50,4 126,2 227,2 28,4 80,8 150,6

 

Смешение может происходить также при недостаточном числе на нефтебазах технологических трубопроводов (перекачка разных сортов нефтепродуктов ведется по одному трубопроводу без соответствующей подготовки его и без учета распределения нефтепродуктов по родственным группам), при приеме нефтепродуктов в резервуары, имеющие нестандартные остатки нефтепродуктов или не подготовленные к приему в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, при негерметичности или неисправности резервуарной и трубопроводной арматуры.

Количественно-качественные потери представляют собой главным образом потери нефтепродуктов от испарения. Величина потерь от «малых и больших дыханий» резервуаров зависит от ряда факторов: климатических условий, температурного режима хранилищ, конструкции и оборудования емкостей, наличия или отсутствия улавливающих газосборных обвязок, соотношения размеров и степени заполнения резервуара, свойств хранимого нефтепродукта, допустимого давления в газовом пространстве, цвета и качества окраски резервуаров и пр. Наибольшее влияние на величину потерь оказывают климатические условия, размеры, тип и режим работы резервуара, а также свойства нефтепродукта. Основная причина потерь нефтепродуктов от испарения — резкое несоответствие между свойствами нефтепродуктов, конструкцией и оборудованием резервуаров.

Количественно потери (в %) распределяются примерно следующим образом: потери на нефтепромыслах — 2,5, на нефтеперерабатывающих заводах — 2,5, при транспорте и хранении нефти и нефтепродуктов на нефтебазах — 2.

При заполнении резервуара бензином на каждый закачанный 1 м3 бензина через дыхательный клапан резервуара вытесняется в атмосферу в летнее время примерно 0,55 кг/м3, в зимнее — 0,35 кг/м3 бензина. Таким образом, в средней зоне при заполнении резервуара вместимостью 5000 м3 бензином теряется летом около 2,5 т, а зимой 1,7 т бензина.

Суммарные годовые потери от испарения бензина при хранении его в типовых резервуарах приводятся в табл.16.

Последние исследования показали, что среднегодовые потери дизельного топлива при длительном хранении в наземных резервуарах для всех климатических зон практически одинаковы и составляют в среднем 1,4 кг/м3 парового пространства, тогда как эти потери при хранении в полуподземных резервуарах составляют в среднем лишь 0,5 кг/м3 парового пространства. Среднегодовые потери авиационных и автомобильных бензинов значительно больше и за месяц хранения в наземных вертикальных резервуарах по данным тех же исследований составляют 2,19 кг/м3 (табл. 17).

Таблица 17

Среднегодовые потери авиационных и автомобильных бензинов в средней климатической зоне

Марка бензина Потери от испарения по ГОСТ 6.469—52, % масс.   Давление паров при 38 °С, мм рт.ст. Объем,м3   Степень заполнения резервуара, %     Масса бензина, т
Потери  
резервуара   парового пространства     кг кг/м3парового пространства
Б95/130
0,80
224
370
57,5
85,5
250,3
90,1
1,57
А-56
1,26
281
830
133,4
93,0
579,4
275
2,06
Б-70
1,15
314
186
44,0
81,0
107,3
107
2,44
А-66
1,20
338
182
25,6
94,0
119,6
138
2,55
А-66
1,27
290
1470
143,8
97,7
1043,4
266
1,85
А-66
1,36
379
288
28,2
95,0
206,4
74,3
2,64
А-66
1,33
328
1422
197,7
92,0
965,1
389
1,97
А-66
1,77
442
1400
215,2
84,0
912,9
525
2,44
 Среднее значение
1,27
324
90,0
2,19
 

 

2.2. Стали, применяемые в резервуаростроении

В стальных конструкциях в основном применяется мягкая малоуглеродистая сталь 3 с содержанием углерода до 0,22%, которая по терминологии ГОСТ может быть разных марок (табл.1 и 2). Она хорошо сваривается, почти не закаливается и потому является весьма удобной для работы в элементах конструкций.

Прочие марки углеродистых сталей обыкновенного качества (Ст. 0, Ст. 2, Ст. 4, Ст. 5) почти не применяются в стальных резервуарах по следующим причинам: стали марок Ст. 1 и Ст. 2 менее прочны и требуют большей затраты металла на кон­струкции; сталь марки Ст. 4 с успехом могла бы применяться в стальных конструкциях, но она в основном идет на судостроение, сталь марки Ст. 5 очень жестка, а потому менее приспособлена к условиям завод­ской обработки и, кроме того, плохо сваривается, стали марок Ст. 6 и Ст. 7 как наиболее жесткие вовсе не применяются в стальных конст­рукциях; сталь марки Ст. 0 — отбракованная из прочих сталей, и пото­му может применяться только в нерасчетных элементах конструкций.

Далее...