Стальные вертикальные резервуары низкого давления
для нефти и нефтепродуктов

конструкция, проектирование, эксплуатация и ремонт

Фотограф в Минске
Введение
Глава 1. Основания и фундаменты
Глава 2. Основные свойства и работа металлов, применяемых в резервуаростроении
Виды разрушения металла
Стали, применяемые в резервуаростроении
Низколегированные стали
Строительные стали за рубежом
Структура и работа стали под нагрузкой
Работа стали под нагрузкой как следствие ее структуры
Работа стали при неравномерном распределении напряжений и ударная вязкость
Работа стали при неравномерном распределении напряжений
Влияние начальных напряжений
Ударная вязкость
Работа стали при повторных нагрузках
Работа стали при непрерывно повторной нагрузке. Вибрационная прочность
Разрушение металла от усталости
Переход металла в пластическое стадию и условие пластичности
Упругопластическая стадия работы материала при изгибе
Процесс образования шарнира пластичности
Развитие шарнира пластичности при нормальных и касательных напряжениях
Соотношение между напряжениями в шарнире пластичности
Распределение напряжений в шарнире пластичности
Основы расчета металлоконструкций
Сортамент
Сталь листовая
Уголковые профили
Швеллеры
Двутавры
Облегченные балки и тавры
Сварные соединения
Термические воздействия процесса сварки на работу соединения
Прочность сварных соединений
Расчет сварных соединений
Расчет стыковых швов
Расчет угловых швов
Расчет соединений на вибрационную нагрузку
Расчет комбинированных соединений
Контактная точечная сварка
Глава 3. Конструкции резервуаров
Глава 4. Основные положения по расчету и конструированию резервуаров
Глава 5. Оборудование резервуаров низкого давления, его назначение и эксплуатация
Глава 6. Изготовление и монтаж стальных резервуаров
Глава 7. Ремонт резервуаров

Литература

Ссылки

Приложение

 


Наши партнеры

2.6.3.2. Статическая прочность сварных соединений

а) Соединение в стык.

Хорошо сваренные соединения в стык имеют весьма небольшую концентрацию напряжений у начала наплыва; поэтому прочность таких соединений при растяжении или сжатии в первую очередь зависит от прочностных характеристик, входящих в соединение наплавленного и основного металлов.

При сварке электродами Э34 предел (рис. 66) разрушения стыкового шва прочности наплавленного металла ниже предела прочности основного металла (стали 3); разрушение происходит по шву при напряжениях, близких к нормативному пределу прочности наплавленного металла. При сварке электродами Э42 элементов из стали 3, а также электродами Э50А элементов из низколегированных сталей пределы прочности наплавленного и основного металлов примерно одинаковы, и разрушение происходит как по шву, так и по основному металлу (рис. 66). Однако наплавленный металл вследствие возможности возникновения в нем непроваров, пор и других дефектов значительно разнороднее, с чем приходится считаться при назначении соответствующих расчетных сопротивлений. Модуль упругости наплавленного металла E = 1 800 000 кг/см2. 

Разрушения стыкового шва

Рис. 66. Разрушения стыкового шва

Прочность сварки под флюсом при марганцовисто-кремнистой проволоке одинакова с прочностью металла, наплавленного ручной сваркой при шлакообразующих электродах; при автоматической сварке шов более пластичен и имеет выраженную площадку текучести.

 

Вывод стыкового шва за пределы рабочего сечения (выступ по окончании сварки срубается) 

Рис. 67. Вывод стыкового шва за пределы рабочего сечения (выступ по окончании сварки срубается) 

 

Различия разделки кромок соединяемых элементов, в том числе и К-образных швов, не влияют на статическую прочность соединения и должны считаться несущественными. Начало и конец шва, место зажигания и гашения дуги часто оказываются дефектными, что может отразиться на прочности шва; эти места нужно выводить за пределы рабочего сечения (рис. 67). Пределы прочности шва и соединения мало зависят от температуры, при которой производятся сварочные работы. 

 

Распределение напряжений вдоль флангового шва

Рис. 68. Распределение напряжений вдоль флангового шва

 

Разрушение флангового шва

Рис. 69. Разрушение флангового шва

 

б) Соединение угловыми швами. 

Фланговые швы приводят к неравномерному распределению напряжений по прикрепляемому сечению (в области прикрепления), так как они передают усилия только по кромкам сечения. По длине фланговые швы работают также неравномерно; наиболее интенсивна передача усилий по концам швов, где разность напряжений в соединяемых элементах наибольшая (рис. 68). По мере возрастания усилий неравномерность работы шва по длине выравнивается, однако не полностью, и фланговые швы разрушаются от концов к середине, примерно по биссектрисе сечения валика флангового шва (рис. 69). Разрушение происходит при небольших деформациях, пластическая работа шва слабо выражена. В соответствии с видом передачи усилия фланговые швы работают на срез и изгиб; вследствие значительной доли среза в работе шва модуль упругости флангового шва сравнительно невелик (700 000 - 1000000 кг/см2).

Работа фланговых швов связана с очень большой концентрацией напряжений у начала валика шва, резко меняющего форму сечения и весьма часто имеющего неровную поверхность. Концентрация напряжений у корня шва имеет меньшее значение, так как щель у корня продольная, Благодаря явлению концентрации напряжений разрушение соединения с фланговыми швами может быть двояким—по шву и по основному металлу у мест концентрации (рис. 70). Рассеяние величин сопротивления разрушению по шву очень большое: в среднем разрушающее сопротивление составляет около 30 кг/мм2 при электродах с ионизирующей обмазкой и около 35 кг/мм2 при шлакообразующих электродах. 

 

Мероприятия по уменьшению концент­рации напряжений у швов

Рис. 71. Мероприятия по уменьшению концентрации напряжений у швов

а — плавный подход листа; б — обработка шва и обрез конца листа: е — острожка накладок: г — обработка поверхности шва

 

 

траектория напряжений

расчетная схема

концентрация напряжений

Рис. 72. Работа лобового шва

а—траектория напряжений; б—расчетная схема, e — концентрация напряжений;

 

Разрушение по основному металлу происходит хрупко, иногда со значительным снижением напряжений (до 25%). Особенно опасными в этом отношении являются сближенные фланговые швы, когда стыкуемые элементы расположены перпендикулярно друг к другу (рис. 71). Поэтому крайне существенны мероприятия по снижению концентрации напряжений. Такими мероприятиями являются: плавное примыкание привариваемой детали (рис. 71, а); механическая обработка (сглаживание) поверхности швов и конца детали (рис. 71, б и в), что особенно важно, когда свариваемые детали расположены перпендикулярно друг к другу; увеличение пологости шва или формирование его вогнутым (рис. 71, г).

Лобовые швы передают усилия более равномерно по ширине, чем фланговые, но крайне концентрированно вследствие малой ширины шва; в основном они работают на осевую силу, срез и изгиб (рис. 72). Работа их связана с очень большой концентрацией напряжений как от существенного искривления силовых линий при переходе усилия с одного элемента на другой, так и от наличия щели—прозора между соединяемыми элементами в корне шва. Соединение разрушается в основном по биссектрисе сечения валика шва (линия с—с) от равнодействующей отрывающих воздействий изгиба и осевой силы и сил среза; разрушение почти хрупкое, удлинение составляет 3—4%. Модуль упругости лобового шва Е»1500000 кг/см2, предел прочности этих швов несколько выше предела прочности фланговых швов. Концентрация напряжений у корня шва присуща лобовому соединению и не может быть уменьшена; концентрация напряжений во входящем углу у начала валика может быть уменьшена путем обработки поверхности шва, а также увеличения пологости шва. Концентрация напряжений у начала лобового шва меньше, чем у начала флангового; поэтому разрушение основного металла у начала лобового шва случается реже, чем у фланговых швов.

Комбинированные соединения лобовых и фланговых швов (например, обварка по контуру, рис. 47, б) работают более равномерно, чем одни фланговые швы; пики напряжений фланговых швов существенно снижаются. Хотя модуль упругости лобовых и фланговых швов различен, перед разрушением напряжения выравниваются, и швы работают совместно. 

 

в) Влияние приварки дополнительных элементов на прочность сварного соединения.

Усиление стыкового шва накладкой не особенно эффективно вследствие явления концентрации напряжений, появляющейся у мест утолщения сечения; в неблагоприятных случаях возможно разрушение у начала накладок. Однако такое усиление является вынужденным с расчетной точки зрения, когда напряжения в основном металле больше допустимых для сварных швов. С точки зрения уменьшения концентрации напряжений, более рациональны прямоугольные накладки с обваркой по контуру; обварка одними поперечными швами лучше обварки одними продольными. При ромбических накладках (см. рис. 81, е) сосредоточение двух швов в углах может привести к трещинам. 

Влияние привариваемых деталей на работу элемента. Искривление траектории напряжений 

Рис. 73. Влияние привариваемых деталей на работу элемента. Искривление траектории напряжений 

 

Приварка различного рода деталей к элементу конструкции (например, к стержню) влияет на статическую прочность и работу элемента в связи с появлением в местах приварки концентрации напряжений, Вследствие разнообразия привариваемых деталей трудно дать общую характеристику этого влияния, основные причины которого состоят в том, что привариваемая деталь образует местное изменение рабочего сечения стержня, аналогичное выступу, и в соответствии с этим затрудняет его деформации, что приводит к хрупкости (рис. 73). Чем больше жесткость детали в направлении действия сил и чем больше угол, под которым она примыкает к элементу, тем концентрация напряжений больше. Поэтому крайне важно плавное примыкание деталей (рис. 71, а. б). Направление прикрепляющих швов (продольное, поперечное) большого значения не имеет; более существенно влияние концентрации швов. Снижение статической прочности, вообще говоря, невелико и редко бывает более 10%. но места концентрации напряжений и швов являются местами преимущественных разрушений. Весьма характерно снижение деформации при разрушении (до 3—4%).

 

 

Классификация и характеристика потерь нефтепродуктов

При хранении в закрытых емкостях возникают потери вследствие дыханий емкостей, утечки через их неплотности, потери паров при обслуживании емкостей (замеры, отбор проб и пр.); при сливе — из-за «больших дыханий» приемного резервуара, наличия остатка паров нефти или нефтепродуктов в освобождаемой таре (танкере, барже, цистерне), остатка не слитого нефтепродукта при сливе железнодорожных цистерн, теряемого при зачистке, и различных утечек и разлива нефти или нефтепродуктов при сливе; при наливе (отпуске)— в результате потери паров, вытесняемых в атмосферу при наливе в тару (танкер, цистерну и пр.), утечки и разливе при перекачках и наливе, потери от «больших дыханий» мерников (если налив происходит через них). При транспортировке водным транспортом происходят потери от «малых дыханий» за счет остатков паров в танкерах, баржах и от «больших дыханий» при наполнении, перевалке на рейде или частичных перевалках (паузах) на речных путях; при транспортировке по железной дороге и на автомобилях — вследствие испарения нефтепродуктов, от утечек и расплескивания в пути. Кроме перечисленных потерь нефтепродуктов наблюдается смешение различных сортов нефтепродуктов (пересортица).

Далее...